четверг, 5 июня 2014 г.

Якутская детская литература

        Истоком и основой якутской оригинальной детской литературы несомненно явилось богатое устное творчество якутского народа. В первых якутских учебниках родной речи и книгах для чтения мы находим переложения для детей сказов, загадок, отрывков из олонхо, почерпнутых составителями из богатейшего якутского фольклора.
       

Когда якутская детская литература только зарождалась, круг чтения состоял  из произведений включенных в буквари, хрестоматии, книги для чтения.

        В начале двадцатых годов появились первые якутские учебники «Сахалыы сурук-бичик», «Бастааны сурук-бичик», «Аа5ар кинигэ» составленные В.М.Ионовым, С.А.Новгородовым, Н.Е.Афанасьевым, П.А.Слепцовым. По этим  учебникам якутские дети (школьники) почти впервые знакомились с литературой на родном языке.
        Большая часть помещенных в букваре произведений состяла из обработки и пересказа народных сказок и рассказов. Здесь же составители поместили маленькие познавательные очерки о животных, детские песни А.Софронова.
       

В 1923 году а Ленинграде был выпущен якутский букварь «Сурук-бичик» для чтения и с рисунками. В этом букваре литературная часть была значительно расширена – всего 74, из них 27 переводов произведений русских классиков.

        Начиная с 1925 года в Якутске были изданы учебники «Новый путь» из пяти частей составленные Н.Афанасьевым, П.Слепцовым и В.Давыдовой. Поместились рассказы и очерки написанные самими авторами учебников. Большинство этих рассказов для того времени обладало несомненно воспитательной и познавательной ценностью и в какой-то мере восполняло пробелы в чтении якутских школьников.
        Эти первые произведения, помещенные в учебниках, эти первые учебники и буквари, можно считать началом развития якутской детской литературы.
        Немалую роль в развитии детской литературы сыграли периодические издания, такие как, газеты «Хотугу ыччат», «Кыым», «Бэлэм буол» и журнал «Чолбон». На литературных страницах этих изданий печатались произведения для детей Элляя, А. Абагинского, Г.Бястинова, Амма Аччыгыйа, Суоруна Омоллоона и др.
        В 1934 г. состоялась первая конференция союза писателей Якутии. По указу этой конференции, в местном книжном издательстве был открыт отдел детской литературы. И это был несомненно большим толчком для развития якутской детской литературы.
        В конце 30-х гг. появились такие имена первых детских писателей, как Вера Дмитриевна Давыдова, Калисфена Ивановна Платонова, Николай Кирикович Седалищев-Дьуегэ Ааныстыырап и Анна Денисовна Неустроева.

Вера Дмитриевна Давыдоваодна из первых женщин, которая внесла свой вклад  в развитии детской литературы и создании первых якутских школьных учебников, как учитель-методист. Такие учебники как, «Сана суол» («Новый путь»)  изданные в трех частях в 1925, 1926, 1927 гг. и "Аа5ар кинигэ" (1930г.) появились на свет не без ее активного участия.
В 1975 г. якутское книжное издательство выпустило книгу стихотворений В.Д. Давыдовой «О5олорго» («Детям»).
Вера Дмитриевна Давыдова родилась 16 сентября 1901 года в Тыарасинском наслеге Таттинского улуса Якутской губернии. Грамоте обучалась у политических ссыльных. В 1919 году окончила Якутскую женскую гимназию, а в 1922 году – Якутский педагогический техникум. В 1934-1936 годах прошла очно-заочные курсы повышения квалификации в Москве и Ленинграде. По специальности – учитель русского и якутского языков, рисования и естествознания. Работала учителем школ, преподавателем учебных заведений.
В 1925 году была избрана делегатом первого Всеякутского съезда трудящихся женщин. Член переводческой комиссии при Наркомпросздраве, автор и составитель первых якутских букварей и учебников, первая детская писательница из якуток, лидер женского движения в Якутии. В 1934 году в составе делегации якутских педагогов посетила Москву и Ленинград, встречалась с Н.К. Крупской и имела честь выступить перед ней от имени всех учителей республики.
Кавалер нескольких трудовых медалей: «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне с 1941 по 1945 год», «За отличную работу» Министерства культуры СССР, «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
С 1937 по 1975 годы до выхода на пенсию работала учителем транспортной школы, после заведующей детской городской библиотеки города Бодайбо Иркутской области. Внесла огромный вклад в дело воспитания и просвещения подрастающего поколения г. Бодайбо и района.
Калисфена Ивановна Платоновавступила в литературу в годы войны.
        В 1938 г. закончив с отличием учительский институт в 18 лет, работала в родном улусе в Хаптагайской экспериментальной школе. Она преподавала историю и была пионервожатой. Калисфена Ивановна одна из первых директоров школы села Наахара.  Она была профессионалом, преданным пропагандистом родной литературы и культуры. Ее супруг Георгий Башарин, выдающийся ученый, реабилитировавший светлые имена основоположников якутской литературы: А.Кулаковского, А.Софронова, Н.Неустроева.
В 1945 г. в Якутске издана книга рассказов К.Платоной «Харачаан» («Чернушка»). Ее приняли кандидатом в члены Союза писателей СССР.
        К.И.Платонова ушла из жизни совсем молодой, всего в 28 лет, 11 мая 1948 г.
        Следует отметить, что интересную статью «Туруулаьыы» («Сопротивление») о жизни К.Платоновой написала Н.И.Протопопова в журнале «Далбар Хотун» (2000, ѕ3), а затем включила ее в книгу «Айыы далбар хотуна». Так современные читатели узнали о судьбе незаурядной женщины, матери, одной из первых детских писательниц Якутии.

Никифор Кирикович Седалищев-Дьуегэ Ааныс­тыырап всего за 4-5 лет написал для детей около двадцати рассказов, повесть «Лоокуут уонна Ньургуьун» и пьесу. Это в  то время когда он работал в редакции газеты «Бэлэм буол».  
        В 1941 г. был призван на Великую Отечественную войну и не вернулся.


        В 1939 году вышел сборник рассказов Анны Денисовны Неустроевой для детей младшего и среднего возраста. В сборниках были включены отдельные рассказы писательницы, опубликованные в течение тридцатых годов. Различные по темам и сюжетам, они объединены стремлением автора способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе новой советской морали, разоблачать все отжившее, чуждое нам, что сохранилось еще в психологии людей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий